Продуктовая аналитика: Матрица Вовлеченности

Продуктовая аналитика это постоянный процесс поиска инсайтов о том, как и когда твой продукт приносит (или наоборот - не приносит) ценность клиенту. Но, оцифровать ценность это совсем нетривиальная задача и поэтому часто продуктовый анализ начинают с анализа использования продукта. 

Для того, чтобы запустить в компании поведенческую аналитику очень важно собирать подходящую информацию о поведении клиентов. Здесь есть два возможных подхода:

  • собирать сессионные данные (отслеживать визиты на страницы/экраны, отслеживать клики/нажатия)
  • собирать событийные данные (генерировать события при пользовании функционалом продукта)
Перечисленные выше подходы имеют как плюсы так и минусы, как с точки зрения скорости запуска отслеживания поведения, так и с точки зрения глубины возможных инсайтов. 

Из того, что я вижу в последнее время - аналитические системы на основе событий доминируют в сегменте продуктовой аналитики (например, Amplitude, Heap).

Итак, допустим вы работаете в продуктовой компании, которая делает продукт помогающий управлять проектами. В продукте есть три инструмента: 
  • задачи (task)
  • чаты (chat) и 
  • лента (stream) 
Вы успешно собираете события о пользовании клиентами продуктом в свою БД.

Изучать как клиенты пользовались продуктом можно по-разному:
  1. можно изучать цепочки событий
  2. можно изучать агрегаты событий за период
На мой взгляд, анализ всегда стоит строить от общего к частному. Поэтому я построю агрегат за месяц по каждому клиенту по комбинации tool + category + event

Ниже скриншот с агрегатами событий за месяц по двум клиентам.

clients usage stats
(кликните, чтобы увеличить картинку)

На примере выше мы видим, что в агрегат вошли такие базовые расчеты как:
  • hit_cnt - количество событий, которые сгенерировал клиент за месяц
  • user_cnt - количество пользователей (в B2B продуктах часто 1 клиент != 1 пользователь)
  • day_cnt - количество дней, когда пользовались продуктом
Собственно этого достаточно, чтобы сделать первый подход к продуктовой аналитике.

Первое, что приходит на ум - посчитать MAU. Для простоты изложения я определю MAU как количество уникальных клиентов, которые сделали хотя бы одно действие в продукте за период равный месяцу. 

MAU - это engagement метрика. 
  • если MAU растет, то очень грубо можно сказать, что растет база вовлеченных клиентов.
  • MAU ничего не скажет нам о том, насколько наши клиенты вовлечены в продукт.
Степень вовлеченности можно измерять интенсивностью использования. Например, на чарте выше:

Клиент за месяц сгенерировал 293 событий message_send_text
Клиент пользовался этой фичей 14 дней в месяц. 
В среднем, он отправлял 293 / 14 ~ 21 сообщение в день.

Все 3 числа в той или иной степени описывают интенсивность использования.

Интуитивно, я думаю, вы уже понимаете, что интенсивность может с какой-то степенью описывать объем пользы, который фича приносит клиенту.

ВАЖНО: в любом продукте есть фичи, которыми пользуются очень часто (ежедневно), а есть наоборот (1-2 раза в месяц). У разных фич разная сложность и разный цикл естественного повторного использования. Поэтому, интерпретировать интенсивность нужно очень аккуратно:
  • Низкая интенсивность использования еще не говорит об не успехе фичи. Например, вы можете создать один раз групповой чат и дальше уже вести переписку в нем.
  • Высокая интенсивность использования также может быть обманчива. Хотя, как правило, чем выше интенсивность, тем лучше, иногда это может указывать на технические или UX-ошибки. 
Итак, чтобы разобраться в деталях использования продуктом, я рекомендую строить scatter plot и одновременно смотреть и на MAU и на интенсивность:
  • ось Х: будет показывать популярность фичи, за нее отвечает метрика MAU 
  • ось Y: будет показывать степень вовлеченности, за нее отвечает метрика интенсивности. 
Впервые я познакомился с этим подходом в справке аналитического продукта Amplitude.

Чтобы выжать из scatter plot максимум, также добавим 2 линии:
  • 80 перцентиль по MAU
  • 80 перцентиль по интенсивности
Это позволит вам разделить вашу Матрицу Вовлеченности на 4 квадранта:
  • правый верхний (высокий MAU, высокая интенсивность)
    Это ваши core-фичи. Как правило, они приносят наибольшую ценность большинству. Изменения в них будут иметь большие последствия для всего продукта.

  • левый верхний (невысокий MAU, высокая интенсивность)
    Это ваши power-фичи. Их используют далеко не все клиенты, но те, кто их используют, делают это интенсивно. Стоит стремиться к тому, чтобы эти фичи становились более популярными. Иногда сюда попадают фичи с техническими багами, создающими потребность еще и еще вызывать функционал пока он не сработает. 
     
  • правый нижний (высокий MAU, невысокая интенсивность)
    В большинстве своем это setup-фичи. Иногда сюда попадают фичи с техническими багами, создающими ситуацию, когда функционал по каким-то причинам становится не доступен для повторного использования. 

  • левый нижний (невысокий MAU, невысокая интенсивность)
    Это фичи, которые нужно интенсивно анализировать: часть из них вероятно нужно будет выключить, а часть кардинально переделать. 
Чуть выше мы определили три возможных варианта оценки интенсивности. 

Я рекомендую не смотреть на общую интенсивность пользования фичей, а сразу отдельно рассчитать интенсивность использования в течение дня и интенсивность по количеству дней. Это позволит сложить дополнительное понимание, у каких фичей есть дневная интенсивность, а у каких - дневная повторяемость. Об этом будет следующий пост. 

Что касается MAU, то я рекомендую использовать % MAU. Так как % MAU ограничен сверху 100%, это позволит не сломать вашу насмотренность на популярность тех или иных фичей с ростом размера клиентской базы.

Матрица Вовлеченности 1: MAU x avg_hits_per_day

MAU x avg_hits_per_day 
(кликните, чтобы увеличить картинку)

Из моего опыта метрика avg_hits_per_day очень вариативная. Как мы видим на чарте выше:
  • фича messages_send_text использовалась интенсивнее всего (50+ раз в день)
  • 80% перцентиль использования всех фич ~ 4.36 раза в день.
Часто случается так, что одна-две фичи имеют слишком высокую дневную интенсивность и это сильно сжимает остальные фичи на чарте внизу. Для того, чтобы удобно рассмотреть чарт, рекомендуется прологарифмировать ось Y.

Матрица Вовлеченности 2: MAU x LOG(avg_hits_per_day)

MAU x LOG(avg_hits_per_day)
(кликните, чтобы увеличить картинку)

И хотя больше событий стало различимо, я не рекомендую долго задерживаться на этом графике. 

Дело в том, что из-за разной сложности фичей, где-то 1-2 использования в день является нормой, но где-то этот показатель м.б. сильно больше (скажем 6-8 раз в день или даже сильно больше).

Более осмысленную картинку можно получить, если от дневной интенсивности перейти к дневной повторяемости.

Количество дней в месяце имеет границу сверху - 31 день. Это, как правило, позволяет лучше рассмотреть паттерны использования фичами за период. 

Сейчас мы выбрали в качестве периода месяц и поэтому считаем MAU. Если цикл пользования большинством фич еженедельный, то разумно сделать агрегат за неделю и смотреть на WAU.  

Матрица Вовлеченности 3: LOG(MAU) x LOG(avg_days_cnt)

LOG(MAU) x LOG(avg_days_cnt)
(кликните, чтобы увеличить картинку)

Для упрощения трактовки Матрицы Вовлеченности я также добавил 20-е перцентили по обоим измерениям:
  • core-фичи: tasks_view, tasks_add, tasks_edit, messages_send_text, posts_open 
  • power-фичи: posts_like, messages_edit, posts_comment_add, posts_vote
  • setup-фичи: tasks_demo_view
В следующем посте мы рассмотрим модифицированный подход к анализу фичей в продукте основанный исключительно на оценке интенсивности использования.

Comments

Popular posts from this blog

IV/WOE - хороший способ понять какой информацией вы обладаете

A/B-тестирование: смотреть на конверсию vs смотреть на продажи

Продуктовая аналитика: влияние продуктовых фич на ретеншн