Знакомство с Google Analytics


Ранее я никогда не рассматривал Google Analytics (GA) как серьезный инструмент веб-аналитики. В тех проектах с которыми я соприкасался, клиентская база была уже сформирована, и я работал именно с ней.

В целом, я всегда считал, что намного эффективнее, коллекционировать информацию о поведении твоих сегодняшних клиентов, нежели присматриваться к визитерам, тем кто может стать (или не стать) твоим клиентом лишь завтра. А потому я искал и нарабатывал инструменты подключения к БД и выгрузке интересующей меня статистики о текущих клиентах в Excel, используя SQL-запросы и специальные драйвера для Excel. 

Как именно можно получать данные из БД в Excel в режиме реального времени и визуализировать их, я напишу в одном из следующих постов. А сейчас вернемся собственно к GA.

Проекты бывают на разных стадиях, и вот я столкнулся с проектом, у которого база клиентов только формировалась, внутренняя структура БД была примитивной, а потому разумного объема и широты исторических данных просто не было. Тогда я попросил доступ к GA аккаунту и через несколько часов блуждания по стандартным отчетам GA я понял, что базовые (читай посредственные) знания инструмента дают базовую (читай посредственную) информацию о бизнесе. Обычно в таких случаях я пытаюсь найти несколько авторитетных источников, которые позволят мне быстро погрузиться в тему. Через 30 минут поиска в google, я нашел несколько очень хороших блогов, а также несколько книг.

Первое к чему я обратился, это был блог Avinash Kaushik.

Его ведет евангелист Google Авинаш Каушик. Блог он ведет уже более 3-х лет, а потому полезной информации там предостаточно. Иногда Каушик пишет достаточно глубокие теоретические вещи, но есть ряд статей, которые нужно прочесть обязательно. Самой важной из них, для себя лично, я считаю вот эту: 3 Awesome, Downloadable, Custom Web Analytics Reports.

Если честно, то как только я импортировал эти отчеты в свой аккаунт GA и начал в анализе опираться на них, то в какой-то момент я осознал, в стандартные отчеты я практически не смотрю. 

Во-первых: стандартных отчетов около 200, а во-вторых, они все равно не дают той четкости картины, которую можно получить из этих трех. Что важно, т.к. это то, что GA поддерживает возможность расшарить отчет. Для вас это значит, что просто кликнув на линках в указанной выше статье Каушика, можно мгновенно импортировать любой из 3-х custom отчетов Каушика в свой GA аккаунт. Это значительно проще, чем создавать такой отчет с нуля.

Самый важный из 3-х отчетов, для меня является отчет Visitor Acquisition Efficiency Analysis. Структура моей редакции этого отчета следующая:
Этот отчет дает мне быстрое и наглядное представление об объемах и качестве канала, о том как аудитория канала справляется с целями (и возможных проблемах с оптимизацией воронки), а также какие деньги этот канал в конечном итоге приносит. На самом деле это лишь 50% полезности этого отчетов, вторые 50% лежат в структуре данных, которые можно получить кликнув на один каналов внутри этого отчета. Более подробно о сильных сторонах этого отчета можно посмотреть в этом посте.
Каналы не могут быть плохими или хорошими, просто есть каналы, которые приносят деньги, а есть - нет, также как и есть каналы которые эффективнее приносят деньги, чем другие.
Теперь перейдем к книгам.

Здесь можно было бы также положиться на товарища Каушика. Ведь он написал целую серию книг по веб-аналитке. Последняя из которых это Web Analytics 2.0. Книга огромная (чуть более 500 страниц), с большим количеством информации. И хотя Каушик очень сфокусирован на практических аспектах веб-аналитики в своем блоге, в самой книге мне не всегда было понятно, как и когда я смогу применить эту информацию, а потому прочитав где-то 1/3 книги я остановился и решил поискать что-то более прикладное, так сказать "на злобу дня".

К слову сказать, об аналитике (и веб-аналитике, в частности) лучше читать книги в оригинале, потому как самые сильные авторы это иностранцы, а перевода на русский иногда можно ждать годами, от чего книга часто теряет в актуальности.


Тогда я постарался подобрать книгу по GA от кого-то из Google. И вот удача!

Я нашел книгу Brian Clifton - Advanced Web Metrics with Google Analytics. Брайн работал в Google, и не просто работал, а занимал позицию Head of Web Analytics for EMEA. Но важнее другое: он знал какие цели преследовались при разработке GA, и что GA может, а что нет. Что касается книги, то объем ее тоже около 500 страниц. Тем не менее ее структура, на мой взгляд, более логична выстроена. Материал подается от простого к сложному. Много практических примеров.

Коротко скажу, что это одна из самых важных книг по GA и любой web-аналитик просто обязан ее прочесть дважды. Если у вас есть возможность, то берите и читайте сразу последнюю 3-ю редакцию (год издания 2012).

Т.о. образом, прочитав ряд ключевых статей на блоге Каушика, импортировав 3 custom отчета из его блога, и прочитав книгу Брайна, вы сможете самостоятельно решать 95% вопросов возникающих по GA-трекингу вашего e-commerce сайта без сторонней помощи.

В следущем посте я опишу 3 ключевых возможности GA, которыми обязательно должен воспользовать ваш e-commerce проект.

Comments

Popular posts from this blog

IV/WOE - хороший способ понять какой информацией вы обладаете

A/B-тестирование: смотреть на конверсию vs смотреть на продажи

Продуктовая аналитика: влияние продуктовых фич на ретеншн