Google Analytics: цели, воронка и причем здесь регулярные выражения


Google Analytics неплохой инструмент для базового трекинга e-commerce проекта и тремя, на мой взгляд, ключевыми его возможностями являются:
  • включение и интеграция e-commerce кода в вашу страничку оформления заказа,  
  • установка Goals (целей) и 
  • настройка Goal Funnel (воронки для достижения цели). 
О воронке мы сейчас и поговорим. Основной целью сайта, с котором я соприкасался, было достижение странички, где клиента благодарят за оформленный заказ. Воронка для достижения этой цели состояла из таких шагов:
  1. зайти на страничку поставщика и выбрать товары
  2. зайти на страничку оформления заказа и заполнить форму 
и, собственно, перейти на страничку цели (Goal URL), где клиента благодарят за сделанный заказ.
Когда мне дали админ доступ к GA аккаунту, я первым делом решил посмотреть какие цели установлены и какие воронки настроены.
Если на вашем сайте не установлено ни одной цели (и не настроено ни одной воронки), то ваш e-commerce уже под угрозой.
Настроить воронку для достижения цели нужно правильно. С одной стороны ничего сложного здесь нет - нужно просто прописать все URL страниц, через которые клиент проходит в процессе достижения целей. С другой стороны, настройку воронки этого сайта проводили специалисты одной из увесистых в Украине веб-студий. Но, тем не менее, воронку специалисты веб-студии настроили неправильно. Ни веб-студия, ни ее клиент об этом не знали.

Обнаружить ошибку весьма просто, через отчет Funnel Visualization (Визуализация Последовательности). Этот отчет, как вы наверное уже догадались, визуализирует все шаги воронки. Важно то, что это практически единственный отчет в GA (строго говоря, есть еще один), который позволяет оптимизировать воронку, т.е. находить шаги на которых значительная часть клиентов уходит с воронки, так и не достигнув цели.
Итак воронка была настроена так, что конверсия от шага 2 к цели была равна 100%. Но мы то с вами знаем, что такого результата в природе не бывает. Кто-то да обязательно бросит воронку на втором шаге (бросит заполнение формы оформления заказа), а значит 100% конверсии здесь быть не может.
Ошибка специалистов веб-студии была именно в том, что они неправильно применили регулярные выражения. Старайтесь не использовать регулярные выражения в качестве схемы проверки ваших URL, которые вы задаете в воронке и в Goal URL, если вы не знаете как они работают. 
Вот здесь-то и приходят на помощь понимание того, как правильно использовать регулярные выражения (RegEx). Сделать так, чтобы каждый шаг воронки был достаточно универсальным и в тоже время не входил в состав всех других шагов этой воронки.
Регулярные выражения особенно актуальны если ваш e-commerce сайт работает с несколькими городами, несколькими языками или какой-то из шагов можно начать сделать из разных мест сайта (достаточно разнородных URL) . 
Первое, что хочу сказать - регулярные выражения это не страшно и тем более не сложно. Начать и закончить их изучение можно исключительно по презентации агентства LunaMetrics Regular Expressions for Google Analytics eBook. Это агентство рекомендует сам Google в качестве отправной точки в этом вопросе.

Презентация содержит всего около 20 слайдов, причем каждый слайд посвящен одному оператору RegEx. Автор вначале описывает ситуацию, которую надо решить, а уже потом представляет RegEx оператор, который элегантно решает такую проблему. Всегда есть 2-3 примера.

Также в презентации автор рекомендует скачать утилиту RegEx Coach для изучения и тестирования ваших регулярных выражений. Даже с пониманием RegEx и определенным опытом его использования, эта утилита местами очень сильно выручала меня при отладке регулярки. В одно окно вы вводите вашу регулярку, во второе - список интересующих URL и смотрите какие URL регулярка распознала, а какие нет.

Ниже я покажу вам пример применения RegEx Coach.
  1. Введите в поле "Regular expression" ваше гениальное регулярное выражению.
  2. Введите в поле "Target string" перечень URL, которые будет сканироваться на предмет совпадения с регулярным выражением. 
  3. Нажимая на кнопку "->>" вы сканируете ваши строки из "Target string" и находите совпадения. Всякий раз когда совпадение найдено, совпадающая (под)строка будет подсвечиваться желтым. 
Так регулярка "/cart/", находит себя в качестве подстроки в "/cart/ok/". Именно это и объясняет ошибку специалистов из веб-студии. Каждый раз когда клиент переходил на шаг 2 (Step 2), то GA автоматически зачисляла ему заход и на шаг 2 и на Goal URL. Отсюда и 100% конверсия от шага 2 к цели.

В следующем посте я расскажу о 3-х типичных заблуждениях при работе с воронкой

Comments

Popular posts from this blog

IV/WOE - хороший способ понять какой информацией вы обладаете

A/B-тестирование: смотреть на конверсию vs смотреть на продажи

Продуктовая аналитика: влияние продуктовых фич на ретеншн